ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН
Том IX, С. 686
опубликовано: 16 июля 2010г.

ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН

[др. название - Всероссийский союз православного демократического духовенства и мирян], создан 7 марта 1917 г. в Петрограде по инициативе части бывш. членов «группы 32-х» (возникла во время первой рус. революции в 1905, см. ст. Союз церковного обновления). После Февральской революции 1917 г. начался рост политической активности и левых настроений в среде приходского правосл. духовенства. В Петрограде представителей в основном молодого поколения священнослужителей объединяли стремление к радикальным реформам в РПЦ, идеи «республики и социализма» как основы политического будущего России. Их взгляды и настроения отражал В. с.

Председателем союза избрали прот. Димитрия Попова. Реально руководили группой свящ. А. И. Введенский (буд. обновленческий лжемитрополит), избранный секретарем, священники Александр Боярский и Иоанн Егоров. 19 апр. состоялось общее собрание В. с., на к-ром новым председателем избрали прот. Александра Рождественского, была принята программа с требованиями демократизации церковной (отделение Церкви от гос-ва, введение выборного начала, активное участие клира в жизни прихода, перевод церковного календаря на новый григорианский стиль, перевод богослужения на рус. язык и т. д.), политической (провозглашение демократической республики) и социально-экономической (равенство сословий, равноправие женщин, бесплатное образование, передача земли крестьянам и т. д.) жизни. В статьях и публичных речах деятели В. с. выступали против восстановления Патриаршества.

Либеральные священники поддерживали тесные связи с Временным правительством. Обер-прокурор Святейшего Синода В. Н. Львов покровительствовал В. с., с апр. заседания проходили в его доме на Литейном проспекте в Петрограде. В новый состав Святейшего Синода, назначенный правительством 14 апр. 1917 г., вошел прот. А. Рождественский. В. с. издавал на синодальные средства газ. «Голос Христа», ж. «Соборный разум». Идейно близок к этим изданиям был и «Всероссийский церковно-общественный вестник», с 22 марта 1917 г. издаваемый Петроградской ДА (редактор - проф. Б. В. Титлинов). Ж. «Соборный разум» выходил под лозунгом «Христианство на стороне труда, а не на стороне насилия и эксплуатации» и пропагандировал социалистические идеи.

Члены В. с. установили связь с епархиальным духовенством за пределами Петрограда, в частности в Москве. Однако радикальные идеи оказались чуждыми широким кругам провинциального духовенства. Представители В. с. в июне 1917 г. присутствовали на Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве. Участники съезда поддерживали идею реформирования Церкви, однако единства мнений о характере необходимых преобразований у них не было. Так, большинство участников съезда высказались против отделения Церкви от гос-ва.

На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. представители В. с. выступили против восстановления Патриаршества, но оказались в меньшинстве. К нач. 1918 г. у руководителей В. с. созрел план разрыва с РПЦ. Свящ. А. Введенский писал, что после избрания Патриарха в офиц. Церкви можно оставаться лишь для того, чтобы уничтожить Патриаршество изнутри.

Октябрьскую революцию 1917 г. мн. деятели В. с. встретили положительно. Они поддержали ряд мероприятий советской власти, участвовали в переговорах с ее представителями, надеясь на дальнейшее сотрудничество. Члены В. с. продолжали пропагандировать свои взгляды, нек-рые из них выдвигали идею «христианского социализма». С марта 1918 г. выходила новая газ. «Правда Божия». В 1918-1919 гг. В. с. постепенно распадался: нек-рые священники организовали ряд новых групп, в частности «Религия в сочетании с жизнью», часть членов В. с. в 1922 г. уклонились в обновленческий раскол.

Ист.: Боярский А. И., свящ. Церковь и демократия: (Спутник христианина-демократа). Пг., 1918; Булгаков С. Н., прот. Автобиогр. записки. П., 1947; Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док-тов по мат-лам ЦА ФСБ РФ. М., 2000. С. 727-728.
Лит.: Булгаков С. Н., прот. Церковь и демократия. М., 1917; Введенский А. И. Церковь и революция. Пг., 1922; он же. Церковь и гос-во. М., 1923; Титлинов Б. В. Церковь во время революции. Пг., 1924; Левитин, Шавров. Очерки смуты; Бовкало А. А. Февральская революция и проблемы взаимоотношений Церкви и гос-ва // Церковь и гос-во в рус. правосл. и лат. традициях: Мат-лы конф. 22-23 марта 1996 г. СПб., 1996; Леонтьев П. Я. Революция в Церкви: Съезды духовенства и мирян в 1917 г. // Церковь в истории России. М., 1998. Сб. 2. С. 214-248; Шкаровский В. М. Обновленческое движение в РПЦ ХХ в. СПб., 1999.
В. А. Фёдоров
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВИТАЛИЙ (Введенский Владимир Федорович; 1870 - 1950), архиеп. Дмитровский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АГАПИТ (Вишневский Антоний Иосифович; 1867-1925 или 1926), архиеп. Екатеринославский и Мариупольский
  • АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
  • АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.)
  • АЛЕКСАНДР (Бялозор Александр Адольфович; 1866-1933) еп. Ростовский